Почему дети разговаривают сами с собой?

Часто можно заметить такой факт, как разговор ребёнка с самим собой. Дети могут комментировать свои действия: «сейчас я нарисую облачко, а потом солнышко и травку», они напевают песенки или просто бормочут что-то себе под нос. Самое простое объяснение этому явлению – преобладание аудиального канала восприятия.Почему дети разговаривают сами с собой?

Часто можно заметить такой факт, как разговор ребёнка с самим собой. Дети могут комментировать свои действия: «сейчас я нарисую облачко, а потом солнышко и травку», они напевают песенки или просто бормочут что-то себе под нос. Самое простое объяснение этому явлению – преобладание аудиального канала восприятия. Ребёнку проще понять свои действия, оценить их, если он проговорит поступок. Второе объяснение заключается в том, что разговор с самим собой придаёт малышу уверенности.
Он представляет своего собеседника, может ругаться на него, учить его каким-то действиям. Таким образом, он выражает свою индивидуальность, получает самоутверждение. Третье объяснение состоит в том, что любые издаваемые звуки позволяют внести в мир ребёнка новые эмоции. «Проговаривая» свои мысли вслух, ребёнок частично меняет структуру мышления, начинает мыслить и поступать иначе, осознавая любые свои действия гораздо четче, чем, если бы это была внутренняя речь. Многие психологи объединяют эти 3 объяснения в одно и называют их одним понятием: «личная речь», или, иначе, речь для себя. Она способствует не только развитию рационального мышления, но и развивает эмоциональную составляющую психики. Необходимо выделить 3 стадии такой речи ребёнка:
1. Озвучивание результата проделанной работы или совершённого поступка: «я попил».
2. Речь, которая становится сопровождением действия: «я рисую маму»
3. Речь, которая предшествует действию: «сейчас я пойду к бабушке, и она купит мне конфет».
Современные психологи и психиатры в области детского развития и речевого поведения считают, что эти 3 стадии соответствуют этапам развития малыша и его мышления. На 3 стадии ребёнок учится не только комментировать происходящее, но и планировать последующие действия. Как правило, родители замечают наиболее активные разговоры малыша с собой в возрасте 3-5 лет. Постепенно процесс замедляется и практически прекращается к 8 годам. Связано это с тем, что именно в этом возрасте личная речь трансформируется во внутреннюю. Ребёнок большее внимание уделяет самому процессу, а не его озвучиванию Тем не менее, не торопитесь вести ребёнка к психологу, если и в 10 лет он разговаривает сам с собой. Возможно, он является одарённым или просто достаточно импульсивным. Нормой для него будет наличие личной речи до 10-12 лет.

Другие материалы по теме