Почему души мертвые?

В своей бессмертной поэме «Мертвые души» Гоголь создал уникальную галерею характеров и типов.
И хоть все эти персонажи разительно отличаются друг от друга, в них присутствует и общее начало — у всех у них отсутствует душа.
Манилов – первый в списке таковых. Внешняя благопристойность Манилова, его доброжелательность и готовность к услугам при чуть более пристальном взгляде на него уже кажутся сильно гипертрофированными. Маниловские глазки ничего не выражают. Весь его облик вкупе с произнесенными словами навевает мысли о неестественности или даже противоестественности каждого его движения. Пустоте, никчемности, бездушию при длительных рассуждениях Манилова о счастье и дружбе сопутствует разруха имения и, вообще, всего крестьянского уклада.
Совсем другое отношение к хозяйству у Ноздрева – кутилы, буяна и порядочного лгуна. Тогда как хозяйство его находится в плачевном состоянии, его псарня процветает. Получаемый с крестьян оброк он пропивает, проигрывает в карты, что свидетельствует о полной его деградации вследствие, опять же, утраты души.
Плюшкиным Гоголь заканчивает препарировать помещичью душу. Тип этот своеобразен и принципиально отличается от всех его коллег по цеху. Судьба Плюшкина в точности соответствует процессу распада и разрушения его имения. Отсутствие души у персонажа, как показал Гоголь, накладывает неизгладимый след и на его антропоморфические признаки. Плюшкин мужчина, к тому же дворянин, но его легко спутать с бабкой-ключницей. В пространстве, его окружающем, ощущается процесс распада.
Ну, и наконец, главный герой поэмы – Чичиков. Автор без всяких колебаний выставляет ему гамбургский счет – это человек, всецело охваченный жаждой обогащения, меркантильным интересом, ради которого, собственно, он и погубил свою душу.
Помимо помещиков, в поэме представлен еще и город N. С губернатором, вышивающим шелком по тюлю, и дамами, хвастающимися модной тканью, а заодно разноцветным калейдоскопом чиновников, проедающих и проигрывающих в карты свою жизнь, умерщвляя себя и вовсю стараясь избавиться от души.
«Мертвые души» — звучит как бессмыслица, принимая во внимание каноническое, согласно христианским догматам, ее бессмертие. Гоголь сообщает нам о том, что только в «идеальном» мире душа становится бессмертной, не обрывая связь с ее божественным началом. В мире же «реальном» достаточно места для «мертвых душ». В этом мире о наличие души свидетельствует только физическое состояние тела – живого или мертвого. Это хорошо видно в эпизоде, где описывается смерть прокурора. И вот когда он стал «одно только бездушное тело», близкие его и друзья смекнули, что у него точно «была душа».
Описываемый Гоголем мир — мир, лишенный рассудка, позабывший о душе. Бездуховность же в его понимании и есть причина ее распада. И именно с осознания этой причины можно рассчитывать на возрождение Руси, возвращение к первоистокам в истинном, высшем значении этого термина.
Бричка Чичикова, трансформировавшаяся в конце поэмы в чудесную «птицу-тройку», являет собой символ вечно живой души русского народа. А все проявления человеческой глупости и пошлости никак не могут затмить веру автора в бессмертие души, в грядущее возрождение его героев и всей окружающей их жизни, а значит, и самой Руси. Той Руси, которую так горячо любил Николай Васильевич Гоголь.

Другие материалы по теме