Почему некоторые люди не переносят музыку?

Считается, что музыка является универсальным языком общения. Есть люди, которые вполне способны испытывать удовольствие разными способами, не получают удовольствия от музыки. Исследователи из Барселонского университета (Испания) Хосеп Марко-Палларес (Josep Marco-Pallarés) и его коллеги попытались проверить, как разные люди воспринимают музыку и получают от неё удовольствие.
Психологические признаки музыкальной ангедонии они выявили с помощью психологического опросника.
Некоторые люди, как оказалось, вполне могли получать удовольствие из самых разных источников, но только не от музыки. Однако здесь всё ещё можно было свалить на слуховую невосприимчивость — амузию.
Тогда исследователи выбрали нескольких добровольцев и объединили их в три группы: первая получала от музыки большое удовольствие; вторая — среднее; третья музыку вовсе не воспринимала.
Каждой группе предлагали два задания: нужно было оценить собственное удовольствие от музыкального произведения и выполнить некий тест, где за скорость ответа давали денежное вознаграждение. Предполагалось, что оба задания действуют на систему подкрепления и стимулируют выброс нейромедиатора дофамина. Во время тестирования исследователи следили за частотой сердечного ритма и измеряли электропроводимость кожи испытуемых, которая меняется при выделении пота. По обоим показателям можно было сделать выводы об эмоциональном состоянии человека. Как пишут исследователи в журнале Current Biology, у людей из третьей группы (которые не получали удовольствия от музыки) система подкрепления работала в целом нормально, адекватно реагировала на денежное вознаграждение, но была абсолютно глуха к музыке. При этом с музыкальным восприятием у таких людей всё было в норме.
Если продолжить аналогию с иностранной речью, то в этом случае человек различает слова, но они не будят в нём никаких эмоций. Представьте, что фраза «я люблю тебя», произнесённая, например, на английском, вызвала бы у человека бурную эмоциональную реакцию, а произнесённая, скажем, на немецком — ничего, кроме равнодушия, при том что смысл сообщения был бы вполне понятен. Вот то же самое и с музыкальной ангедонией. Эти данные заставляют иначе взглянуть на работу системы подкрепления, которая пользуется особой популярностью у психологов и нейробиологов.
Получается, что она может действовать весьма выборочно и что наши пристрастия могут зависеть от «любовей» и «нелюбовей» подкоркового центра удовольствия. Что же до того, почему некоторым людям не нравится музыка, то тут ответа пока нет: учёным удалось понять механизм нелюбви, а вот с «почему» очевидные проблемы.

Другие материалы по теме