Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразные. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: «Ученье в детстве – как резьба по камню», «Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается.»

В Древней Руси существовали различные формы воспитания. Например, "кормильство" – форма воспитания детей феодальной знати в 9-11 веках. В 5-7 лет княжич отдавался на воспитание в другую семью – к кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод и знатных бояр. При этом кормилец был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной вотчине от имени княжича-воспитанника. Обязанностью кормильца было умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Примером такого воспитания может служить князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги.

Другая форма воспитания – "дядьки". Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те – первыми их помощниками, так был воспитан и сын Святослава – Владимир, дядькой которого был знаменитый Добрыня.

Так же существовало "кумовство" – выбирался и назначался духовный и нравственный наставник детей в семье родителей. Таких наставников княжичей еще называли "пестунами". Последняя форма воспитания была наиболее распространена среди феодальной знати Древней Руси.

Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразные. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: "Ученье в детстве – как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается."

Другие материалы по теме